Протокол
заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
Сообщества финансистов России
25 мая 2007 г. | г. Ростов-на-Дону |
Присутствовали: 50 человек (список участников прилагается).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Открытие заседания
Открыл заседание председатель секции «Финансисты муниципальных образований, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов А.Н. Домбровский. Им были оглашены регламент и повестка дня предстоящего заседания.
2. С приветственным словом к участникам заседания обратился мэр города Ростова-на-Дону М.А.Чернышев, подчеркнувший важную роль финансовых служб в деятельности муниципальных образований России.
Руководство города внимательно следит за сегодняшними изменениями, происходящими в бюджетной сфере, поддерживает предложения финансистов, направленные на повышение самостоятельности и расширение налоговых полномочий органов местного самоуправления. Особое место в этом процессе занимает проведение подобных форумов, способствующих интенсивному развитию и движению вперед.
М.А.Чернышев пожелал участникам заседания удачи и успехов в дальнейшей работе, выработать конкретные направления для реализации поставленных целей, чтобы эти инициативы были услышаны в высших органах государственной власти.
3. Формирование местных бюджетов в 2008 году с учетом положений новой редакции Бюджетного кодекса РФ
Докладчик: В.П.Ширяев, заместитель руководителя департамента финансов Правительства города Москвы, заместитель председателя Совета Сообщества финансистов России
Во вступительной части доклада В.П.Ширяев подчеркнул, что положениями Федерального Закона от 26.04.2007г. №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации» устанавливается ряд новых полномочий, предоставляемых финансовым органам страны. Это свидетельствует о том, что финансистам предстоит трудоемкая и сложная работа по формированию различных нормативно-правовых актов.
В качестве документа, принципиально важного для использования в практической деятельности финансовых органов как субъектов РФ, так и муниципальных образований, докладчик назвал Письмо Федерального казначейства России от 11.05.2007г. №42-7.1-15/5.1-163, подготовленное в целях реализации указанного закона и адресованное всем субъектам РФ. Оно содержит анализ внесенных изменений в Бюджетный кодекс РФ и примерный перечень нормативно-правовых актов, необходимых для разработки уполномоченными органами по реализации положений закона. Были подробно приведены отдельные пункты письма, содержащие разъяснения по принятым изменениям в Бюджетный кодекс РФ.
В выступлении обозначена ключевая проблема, с которой столкнулись московские власти и требующая дальнейшей доработки - несовершенство механизмов инвестиционно-заемной системы, т.к. положения сегодняшней редакции Бюджетного кодекса РФ не позволяют муниципальным образованиям заниматься внешними заимствованиями на зарубежных рынках.
Докладчику поступил из зала вопрос следующего содержания:
Вопрос | Ответ |
А.П.Мурзаков, председатель комитета по финансам администрации города Саратова | В.П.Ширяев, заместитель руководителя департамента финансов Правительства города Москвы, заместитель председателя Совета Сообщества финансистов России |
Учтены ли предложения департамента финансов Правительства города Москвы при принятии новой редакции Бюджетного кодекса РФ? | Предложения были подготовлены и внесены на рассмотрение в Государственную Думу РФ, приняты к сведению, в законе не отражены. |
Решили:
При осуществлении бюджетной деятельности руководствоваться новыми положениями Федерального Закона от 26.04.2007г. №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации» и Письмом Федерального казначейства России от 11.05.2007г. № 42-7.1-15/5.1-163.
4. О совершенствовании бюджетного и налогового законодательства в условиях реализации реформы местного самоуправления
Докладчик: Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления
В докладе отражены основные положения новой редакции Бюджетного кодекса РФ во взаимосвязи с законодательной базой о местном самоуправлении, с налоговым законодательством в вопросах, касающихся органов местного самоуправления и субъектов РФ, т.к. в настоящий период они находятся в одной системе межбюджетных отношений.
Перестройка бюджетной системы РФ началась с выхода в свет Постановления Правительства РФ от 22.05.2004г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (вместе с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006гг.», «Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования». Следующим шагом явился Федеральный закон от 26.04.2007г. №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации», в основе которого заложены принципы среднесрочного планирования и системы БОР, свидетельствующие о глубокой реформе бюджетных отношений. Федеральный бюджет принимается на трехлетний период, для субъектов РФ и муниципальных образований предусматривается возможность перехода на новый порядок бюджетного планирования по мере готовности. Таким образом, новая перестройка является долговременной.
Важными шагами в ходе преобразований являются:
- применение принципа принятых и планируемых (прогнозируемых) бюджетных обязательств, введение понятия «публичные нормативные обязательства»;
- новая методика в системе бюджетного выравнивания;
Докладчиком обозначены и проблемные для муниципальных образований аспекты, выявившиеся в ходе бюджетной реформы и требующие дальнейшего совершенствования:
1) Новой редакцией Бюджетного кодекса РФ на 2008 год устанавливается расчет расходной базы на уровне 2005 года, не закладывается новый уровень расходных обязательств, не рассматривается возможность увеличения постоянных нормативов отчислений по налоговым доходам.
2) Федеральным Законом РФ от 27.12.2006г. №258-ФЗ четко обозначен перечень вопросов местного значения и введена новая система для обеспечения расходных обязательств по решению этих вопросов. Для этого разрешено использование только собственных средств, любые виды финансовой помощи исключены.
При этом нужно учесть, что в статье 86 указанного Федерального Закона предусматривается возможность расчета расходных обязательств по отдельным государственным полномочиям, не передаваемым на уровень муниципальных образований, но в которых участвуют органы местного самоуправления.
3) Наметилась и реализуется тенденция вымывания собственной компетенции органов местного самоуправления, устанавливаются нормативные акты, предусматривающие возможность передачи бюджетных полномочий от финансовых органов местного самоуправления финансовому органу исполнительной власти субъекта РФ. В новой редакции Бюджетного кодекса РФ такая норма исключена на основании поправок, внесенных Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления.
Кроме того, допускаются ограничения в отношении органов местного самоуправления (в отличие от органов исполнительной власти субъекта РФ) в вопросах принятия расходных обязательств. В такой ситуации органы местного самоуправления не смогут самостоятельно заниматься оплатой труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц т.д.
В заключении Л.И.Пронина призвала представителей органов местного самоуправления, находящихся в зале, отстаивать позицию о необходимости обоснованного увеличения нормативов от налоговых доходов, стремиться к увеличению собственной налоговой базы.
Поступивший вопрос из зала:
Вопрос | Ответ |
Р.И.Заремба, вице-мэр города Калининграда, председатель комитета по финансам и контролю мэрии | Л.И.Пронина, советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления |
О доходах бюджетных организаций от предпринимательской деятельности.
В городе Калининграде при казначейской системе составляются два бюджета, заполняются два бланка отчетности. Куда следует отнести эти доходы, установлен ли законодательно этот порядок? | Доходы от предпринимательской деятельности являются доходами от платных услуг, они подлежат отдельному учету.
Нового порядка по учету в местных бюджетах доходов от платных услуг бюджетных учреждений не существует. |
Решили:
Ознакомить членов секции с материалами выступления Л.И.Прониной, учитывать их в деятельности финансовых органов муниципальных образований.
Направить в Комитет Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления предложение о внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса РФ и Бюджетный кодекс РФ о перераспределении доходов от налога на прибыль организаций по ставкам, установленным для зачисления указанного налога между бюджетами бюджетной системы РФ.
5. О проблемах формирования межбюджетных отношений в условиях бюджетного законодательства
Докладчик: В.Н.Артамонова, заместитель начальника департамента финансов Вологодской области
Поблагодарила за предоставленную возможность второй раз участвовать в заседании секции «Финансисты муниципальных образований», отметила, что поднимаемые на заседаниях проблемы очень близки и понятны органам исполнительной власти Вологодской области.
Реформа местного самоуправления в Вологодской области реализуется в полном объеме, перечислены ее основные этапы.
Ведется работа по расширению перечня нормативов расходных полномочий муниципальных районов и поселений, что позволяет наиболее объективно определять межбюджетные отношения с местными бюджетами. В основу их формирования легли расходные полномочия и доходные источники, закрепленные за каждым уровнем бюджета Бюджетным кодексом РФ.
Обозначена самая важная для субъектов РФ проблема - обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В настоящее время сбалансированность бюджетов муниципальных образований обеспечивается посредством передачи на местный уровень дополнительных и (или) дифференцированных нормативов от доходных источников взамен дотации из фонда финансовой поддержки. Однако этой возможности с 1 января 2009 года субъекты лишаться. Докладчиком озвучены предложения по выходу из указанной ситуации.
Далее перечислены проблемы законодательного обеспечения поступления местных налогов в полном объеме в бюджеты поселений и городских округов, предложены меры по их решению.
Докладчику адресованы следующие вопросы:
Вопрос | Ответ |
А.П.Мурзаков, председатель комитета по финансам администрации города Саратова | В.Н.Артамонова, заместитель начальника департамента финансов Вологодской области |
1. Доводится ли до всех муниципальных образований области информация об объектах адресно-инвестиционных программ? | Безусловно, все муниципальные образования располагают данными об объектах, финансируемых из трех бюджетов: федерального, областного и местного. |
2. Принят ли в области нормативный документ, устанавливающий для муниципальных образований нормативы объемов расходов на объекты адресно-инвестиционных программ? | Такого нормативного акта не существует. Для решения приоритетных вопросов действуют программы капитальных вложений, муниципальным образованиям выделяются целевые субсидии. По расходам на другие объекты (за исключением капитальных вложений) разработаны методики и порядок. |
Решили:
Принять к сведению опыт организации межбюджетных отношений в Вологодской области, пути решения проблемы сбалансированности бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов.
6. О разработке проекта федерального закона «О финансовом контроле в РФ»
Докладчик: Л.И.Балашева, заместитель директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, начальник контрольно-ревизионного управления
В Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, не затронувшие раздел государственного и муниципального финансового контроля.
При этом в стране отсутствует научно обоснованная концепция государственного финансового контроля, признанная обществом и государством. Поэтому сегодня на повестке дня стоит вопрос о необходимости системной организации этого элемента государственного механизма. После того как концептуально будет определен высший орган контроля РФ, необходимо принятие федерального закона, который установит основы контроля и впишет его в систему действующего законодательства.
В процессе работы над проектом федерального закона о государственном финансовом контроле необходимо предпринять, по мнению докладчика, следующие шаги:
1) четко определить место и роль государственного финансового контроля в системе государственного и муниципального управления, сформировать единую профессиональную терминологию, методологию и превратить контроль в реальный инструмент мотивации государственного аппарата;
2) органы финансового контроля, созданные органами государственной власти федерального уровня, органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, должны быть интегрированы в систему органов финансового контроля путем унификации: правил и порядка осуществления контроля, стандартов деятельности и т.п.
3) организовать федеральный статистический учет результатов деятельности органов государственного финансового аудита и контроля;
4) сравнение объемов проверенных средств и выявленных нарушений из года в год по единой методологии даст достоверную картину динамики эффективности расходования бюджетных средств;
5) для системного анализа результатов контрольной деятельности, обобщения и исследования причин и последствий выявленных нарушений бюджетного законодательства необходима информационная технология, позволяющая осуществлять в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в сфере контрольной деятельности;
6) обеспечить взаимодействие организационно независимых друг от друга органов контроля.
В проекте обсуждаемого закона необходимо нормативно закрепить основы организации взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной власти на муниципальном уровне.
Л.И.Балашевой заданы следующие вопросы:
Вопрос | Ответ |
А.П.Мурзаков, председатель комитета по финансам администрации города Саратова | Л.И.Балашева, заместитель директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, начальник контрольно-ревизионного отдела |
1. Принято ли в муниципальном образовании решение Городской Думы о финансовом контроле?
2. Каков порядок контроля использования субсидий и субвенций, составляющих значительную долю в бюджетах муниципальных образований? | В муниципальном образовании город Краснодар принято Постановление главы, решения Городской Думы не существует.
В ходе проверок, проводимых контрольно-ревизионным управлением, выявляются случаи нарушения расходования и нецелевого использования данных средств. При этом остро встает вопрос, какой контрольный орган исполнительной власти должен взыскивать эти средства, в результате возникает непонимание между контрольными органами, чьи же это полномочия. |
И.П.Радюхина, начальник контрольно-ревизионного отдела МУ «Муниципальное казначейство г.Ростова-на-Дону» | Л.И.Балашева, заместитель директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, начальник контрольно-ревизионного отдела |
Применяются ли в практической работе контрольно-ревизионного отдела департамента финансов критерии оценки эффективности использования бюджетных средств? | Такие критерии на сегодняшний день не разработаны, отсутствует научный подход к данной проблеме. Существуют методики Счетной палаты, однако и в них не содержатся критерии четкой оценки эффективности. |
В дополнение к докладу выступил председатель секции «Финансисты муниципальных образований, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов А.Н. Домбровский.
Он подчеркнул, что поскольку сегодня отсутствует четкая научная база, органами государственной власти не приняты нормативно-правовые акты, регулирующие контрольно-финансовую деятельность. Острая необходимость принятия федерального закона о финансовом контроле не оставляет сомнений.
А.Н.Домбровский призвал участников заседания принять активное участие в разработке проекта закона о государственном финансовом контроле, внести конкретные предложения.
Решили:
Направить запрос руководителям финансовых органов муниципальных образований, организовать сбор предложений по данному вопросу, поступившие предложения адресовать для рассмотрения в Комитеты по вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ и Совета Федерации.
7. Взимание земельного налога и арендных платежей за землю в контексте изменений бюджетного, жилищного, земельного и градостроительного законодательства
Докладчик: Е.Д.Михайлова, заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления
Вопрос взимания в бюджет одного из местных налогов – земельного налога охватывает многие направления. Докладчик остановилась на одном аспекте – определение и взимание земельного налога по землям, находящимся под многоквартирными домами.
Была освещена проблема, связанная с режимом формирования земельного участка под многоквартирными домами, с возникновением прав общедолевой собственности и дальнейшей уплатой земельного налога.
Вкратце затронута и проблема кадастровой оценки земли, несовершенная на текущий момент и требующая пересмотра.
В ходе дискуссии обсуждались следующие вопросы:
Вопрос | Ответ |
Т.В.Петрухина, заместитель директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, начальник бюджетного отдела | Е.Д.Михайлова, заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления |
1. Сегодня существуют противоречия в определении кадастровой стоимости земельного участка, используемого по различным видам функционального назначения (торговля, производство), находящегося на кадастровом учете до вступления в силу Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006г. №222, и формируемого на основании указанного Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ. Какой механизм Вы можете предложить для разрешения этих разногласий? | Муниципальное образование не обладает правами на внесение изменений в этот порядок, необходимо обратиться в Министерство экономического развития и торговли РФ с просьбой распространить новую процедуру и на земельные участки, находящиеся на кадастровом учете до вступления в силу Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ. |
2. Налоговым законодательством установлены максимальные ставки земельного налога, возможно ли принятие на федеральном уровне и минимальных пределов данного налога? Этот вопрос связан с ситуацией, возникшей в муниципальном образовании после принятия Городской Думой ставок налога, уменьшенных в 10 раз по сравнению со ставками, установленными федеральным законодательством. | Такая законодательная инициатива не очевидна, чтобы решать этот вопрос в масштабах страны. Его можно урегулировать и на местном уровне. |
Л.И.Пронина, советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления | Е.Д.Михайлова, заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления |
3. Вопрос о проблеме, связанной с закрытыми территориальными образованиями, их переходом в общую систему межбюджетных отношений субъекта.
Земли, принадлежащие закрытым территориальным образованиям, изъяты из оборота. С кого должен взиматься земельный налог? | Если земли переданы и находятся в федеральной собственности, то налогоплательщика здесь не возникает. |
В дискуссии принял участие А.П.Мурзаков, председатель комитета по финансам администрации города Саратова. Он привел ситуацию, сложившуюся в муниципальном образовании, когда администратором по земельному налогу выступают налоговые инспекции, которые не предоставляют запрашиваемую информацию органам местного самоуправления.
Предложение нашло отклик в зале, в поддержку мнения А.П.Мурзакова выступила Р.И.Заремба, вице-мэр города Калининграда, председатель комитета по финансам и контролю мэрии. Она подтвердила тот факт, что налоговые органы, за которыми закреплены обязанности администратора налога, не отвечают на запросы муниципальных образований, в ходе проводимых заседаний межведомственной комиссии не владеют сведениями по затрагиваемому вопросу. Должна быть налажена схема взаимодействия в этом направлении.
Л.И.Пронина, ведущий советник комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления, отметила, что, действительно, ситуация по улучшению взаимодействия с налоговыми органами достаточно серьезная, на уровне Правительства РФ предпринимались некоторые шаги в этом направлении, но все же существует налоговая тайна.
Решили:
Обобщить мнения выступавших по вопросу улучшения взаимодействия с налоговыми органами, сформулировать предложения секции «Финансисты муниципальных образований» и адресовать их в Комитет Совета Федерации РФ по вопросам местного самоуправления.
8. О формировании местных бюджетов в условиях среднесрочного финансового планирования
Докладчик: О.В. Блинова, начальник финансового управления администрации Тотемского района Вологодской области
Дав краткую характеристику административно-экономического состояния района, докладчик остановилась на проводимой работе по реализации реформы местного самоуправления и достигнутых результатах, финансовых итогах исполнения бюджета за 2006г.
Описаны меры, принятые для формирования межбюджетных отношений и расчетов, повышения эффективности расходования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов, упорядочению налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Перечислены главные доходные источники, приведены абсолютные показатели поступлений в местный бюджет и консолидированный бюджет района: по НДФЛ, от арендной платы за землю, земельного налога, налогу на имущество физических лиц.
О.В.Блинова обозначила и проблемные аспекты, с которыми приходится сталкиваться району и поселениям при реализации Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В заключении выступления перечислены предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты, данные инициативы основаны на результатах практической деятельности в условиях реформы местного самоуправления.
Вопрос | Ответ |
Л.И.Пронина, ведущий советник комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления | О.В.Блинова, начальник финансового управления администрации Тотемского р-на Вологодской области |
1. На основании какого документа субъект РФ устанавливает нормативы расходных обязательств (существует методика и т.д.?) | В Вологодской области принят закон «О нормативах расходных потребностей». Он используется только для определения межбюджетных отношений, не является обязательным для формирования расходной части бюджета муниципального образования, служит для расчета бюджетной обеспеченности. |
2. Каким образом рассчитывались показатели по собственным доходам бюджета, озвученные в выступлении, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ? | Производился расчет только собственных доходов бюджета, без учета дополнительных дифференцированных нормативов отчислений. |
Решили:
Направить внесенные предложения финансового управления администрации Тотемского района Вологодской области в Комитет Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления для рассмотрения в ходе заседания по подготовке поправок в Бюджетный кодекс РФ осенью текущего года.
9. Порядок и правомерность финансирования работ по капитальному ремонту жилищного фонда различных форм собственности и способов управления за счет средств местного бюджета
Докладчик: Р.И.Заремба, вице-мэр города Калининграда, председатель комитета по финансам и контролю мэрии города
Р.И.Заремба заострила внимание на злободневной для области и муниципального образования проблеме финансирования капитального ремонта жилых домов.
Данная проблема требовала разработки схемы финансирования расходов на проведение капитального ремонта жилфонда в соответствии с требованиями действующего законодательства. С этой целью в городе было принято Постановление главы города-мэра Калининграда от 19.12.2006г. №2990 «Об организации в 2007г. капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Калининграде». В нем предусматривается, что финансирование работ по капремонту многоквартирных домов осуществляется в виде субвенций, получателями которых являются муниципальные управляющие организации и организации, с которыми мэрией города Калининграда заключен договор на управление многоквартирными домами. Этим же документом определен порядок действий руководителя Управляющего органа для получения субвенции.
В целях реализации Постановления мэра города структурными подразделениями мэрии было подготовлено Инструктивное письмо по организации проведения конкурсного отбора претендентов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Вопрос | Ответ |
В.Л.Никифоров, зам. главы Петропавловск-Камчатского городского округа, начальник департамента экономической и бюджетной политики | Р.И.Заремба, вице-мэр города Калининграда, председатель комитета по финансам и контролю мэрии |
Введены ли в 2007г. взносы на капитальный ремонт для физических лиц? | Нет, взносов по капитальному ремонту для граждан не существует, финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. |
Решили:
Ознакомить членов секции «Финансисты муниципальных образований» с опытом муниципального образования город Калининград по выше изложенному вопросу, использовать его в практической деятельности органов местного самоуправления.
10. Перспективы долгового финансирования бюджетов
Докладчик: Н.Ю.Грачева, начальник отдела государственных финансов инвестиционного департамента АКБ «Промсвязьбанк», г.Москва
Н.Ю.Грачевой проведен краткий анализ Федеральных Законов от 21 июля 2004 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нормы которых ведут к отказу от краткосрочных кредитов. Приведены примеры из практики и даны некоторые рекомендации, в частности, по проведению конкурса на услуги фондовой биржи. Также в докладе были проанализированы проблемы публичности конкурсов, подготовки конкурсной документации, оперативности привлечения средств.
Вопрос | Ответ |
Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления | Н.Ю.Грачева, начальник отдела государственных финансов инвестиционного департамента АКБ «Промсвязьбанк», г.Москва |
Приведите примеры муниципальных образований, субъектов РФ, допущенных к конкурсу на организатора торговли или уже получивших облигационные займы. | Ярославская область, г.Томск, Новосибирская область |
Решили:
Принять к сведению приведенный в выступлении позитивный опыт муниципальных образований и субъектов РФ по привлечению средств в бюджет, получению облигационных займов.
11. Долговые инструменты, используемые для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру г. Ростова-на-Дону
Докладчик: Н.М.Пищулина, начальник отдела доходов, кредитов и муниципального долга МУ «Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону»
В ходе выступления раскрыт вопрос о долговом финансировании бюджетов, уделено особое внимание проблемам инвестиций в общественную инфраструктуру муниципальных образований. На слайдах приведены примеры использования в г. Ростове-на-Дону банковских и бюджетных кредитов вышестоящих бюджетов, муниципальных гарантий на различные целевые программы, жилищные проекты и программы финансирования общественного транспорта. В частности, администрация города для погашения задолженности теплоснабжающих организаций использует практику предоставления муниципальных гарантий под их заимствования на пополнение оборотных средств сроком не более девяти месяцев.
Решили:
С учетом специфики регионов принять к сведению опыт города Ростова-на-Дону по предоставлению муниципальных гарантий.
12. Финансовое обеспечение муниципальных образований и проблемы перехода к среднесрочному бюджетному планированию на примере городов Ростова, Ярославля
Докладчик: О.В.Свистунов, зам. начальника МУ «Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону»
О.В.Свистунов остановился на реализации одного из направлений реформы муниципальных финансов – механизме среднесрочного бюджетного планирования. Он особо отметил, что принципиально важной мерой для внедрения среднесрочного бюджетного планирования является четкое и максимально жесткое межбюджетное закрепление полномочий и ресурсов. За период с 2005 по 2007 гг. в результате принятия ряда законодательных актов перечень вопросов местного значения расширился, что привело к увеличению расходных обязательств муниципальных образований. По мнению докладчика, необходимо обеспечить оценку расходных обязательств муниципального образования в соответствии с реальными потребностями в финансировании каждого вопроса, находящегося в их компетенции; пересмотреть и обеспечить сбалансированность доходных источников и расходных полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями; увеличить возможности муниципальных образований по привлечению заемных средств.
В выступлении выделены и проблемные факторы, негативно влияющие на процесс перехода на среднесрочное бюджетное планирование, среди которых: нестабильность доходной базы муниципальных образований, законодательные коллизии, финансовые противоречия. С учетом данных факторов были предложены реальные меры, нацеленные на эффективное внедрение механизмов среднесрочного бюджетного планирования.
Докладчику был задан вопрос:
Вопрос | Ответ |
Л.Н.Руденко, и.о. руководителя департамента финансов администрации города | О.В.Свистунов, заместитель начальника МУ «Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону» |
Предусматриваются ли субсидии для Вашего муниципального образования в федеральном или областном бюджете? Если да, какую долю софинансирования Вам необходимо предусмотреть в Вашем бюджете? | Да, субсидии предусматриваются. Но доля софинансирования определяется для каждого конкретного случая, в зависимости от вида, направления выделенных средств. |
Предложения О.В. Свистунова о разработке мер, способствующих переходу на среднесрочное финансовое планирование, были поддержаны Р.И.Заремба, вице-мэром города Калининграда, председателем комитета по финансам и контролю. К таким мерам были отнесены следующие:
- разработка методологической базы (методических рекомендаций);
- разработка статистической базы для возможности проведения прогнозов с большой долей вероятности;
- создание соответствующих программных продуктов.
В продолжение дискуссии выступила Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления, подчеркнувшая необходимость создания не только методологической, но и нормативно-правовой базы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, применения показателей для расчетов налогового потенциала.
Докладчик: Л.М.Грехова, начальник управления казначейства города Ярославля
Л.М.Грехова обратила внимание присутствующих на проблемы, оказывающие прямое влияние на состояние сбалансированности местных бюджетов в течение ближайших трех лет. Одна из проблем касается доходов от реализации и сдачи в аренду муниципального имущества. В соответствии со ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2009 г. имущество, не предназначенное для осуществления полномочий местных органов власти, должно быть распродано или безвозмездно передано в федеральную собственность или собственность субъекта РФ. В результате из местных бюджетов уходят такие доходные источники, как средства от реализации и сдачи в аренду муниципального имущества.
Следующая проблема, обозначенная в выступлении, связана с поступлениями земельного налога и арендной платы за землю. С 2008г. после переоформления юридическими лицами права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды или приобретения их в собственность, поступления земельного налога значительно сократятся, а средства от арендной платы не компенсируют потери местных бюджетов.
В целях повышения самостоятельности муниципальных образований в выполнении возложенных на них функций, в том числе и по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, наряду с мерами, которые МО принимают для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, остается актуальным закрепление за местными бюджетами дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов.
Решили:
Обобщить предложения, поступившие от докладчиков и участников дискуссии, направить их в Комитет Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления.
13. О механизме делегирования и исполнения предоставленных финансовым органам полномочий по осуществлению муниципальных внутренних заимствований
Докладчик: А.П.Мурзаков, председатель комитета по финансам администрации города Саратова
А.П. Мурзаков представил опыт города по уточнению порядка оформления муниципальных заимствований и кредитов на конкурсной основе.
Рассмотрел вопрос о том, кто именно должен подписывать муниципальные контракты и кредитные договоры. В настоящий период постановлением администрации города Саратова определен механизм, при котором глава администрации в соответствии с Уставом передает полномочия комитету по финансам, председатель которого и обладает правом подписи вышеназванных документов, Данный механизм приводит к существенному ускорению времени получения муниципалитетом заимствований.
Вопрос | Ответ |
В.Л.Никифоров, зам. главы Петропавловск-Камчатского городского округа, начальник департамента экономической и бюджетной политики | А.П.Мурзаков, председатель комитета по финансам администрации города Саратова |
1. Выпускаются ли в муниципальном образовании ценные бумаги? | Не выпускаются. Однако такие попытки предпринимались, но документы не прошли регистрацию в Министерстве финансов РФ. |
С.П.Евдокимов, начальник отдела бюджетных обязательств управления финансов г.Ижевск | А.П.Мурзаков, председатель комитета по финансам администрации города Саратова |
2. Проводятся ли в муниципальном образовании открытые конкурсы при заключении кредитных договоров с банками? Как решается проблема оперативных заимствований, когда сроки для проведения конкурса недостаточны? | Да, конкурсы проводятся. С ситуацией по оперативным заимствованиям, содержащейся в вопросе, на практике не сталкивались. |
Решили:
Принять к сведению опыт города Саратова по вопросу оформления муниципальных заимствований и кредитов, учесть позитивные наработки деятельности комитета по финансам администрации города.
14. Разное
- Применение технологии Централизованного Хранилища Данных в муниципальном управлении
Докладчик: В.А.Щепинов, генеральный директор ООО «Корпорация РЕД СОФТ»
Изложил информацию о создании централизованной информационно-аналитической системы муниципального управления. Компанией разработаны инновационные информационные технологии, позволяющие решить проблемы интеграции и сопоставимости данных.
- Использование программного комплекса САПФИР для реализации механизмов СБОР в деятельности муниципальных органов власти
Докладчик: И.В.Крупин, зам. генерального директора НОУ «Центр информационных финансовых технологий «ЦИФТ»
Вниманию участников заседания предоставлены сведения о функциональных возможностях системного комплекса «Сапфир» при решении задач бюджетирования, ориентированного на результат, комплексной автоматизации на всех уровнях бюджетной системы, процессах непрерывного планирования и формирования реестра расходных обязательств.
15. Подведение итогов
А.Н.Домбровский подвел итоги работы заседания, поблагодарил участников за активную работу, поручил оргкомитету секции обобщить материалы докладов и выступлений, разместить их на официальном сайте секции, довести до сведения всех членов секции. Дата размещения 13.06.2007
|