Об итогах конференции АСДГ «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока»

01.07.2011

16–17 июня 2011 года в городе Новосибирске состоялась конференция АСДГ «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», посвященная обсуждению проблем законодательства в сфере экономической и финансовой деятельности, совершенствования финансового контроля, практике привлечения инвестиций в муниципальные образования. Организаторами конференции выступили Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и мэрия города Новосибирска. Конференция собрала, прежде всего, руководителей экономических, финансовых служб и контрольно-счетных органов городов Сибири и Дальнего Востока. В качестве экспертов выступили представители Министерства финансов Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Фонда «Институт экономики города». Всего в работе конференции приняли участие более 90 представителей из 30 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

Тон дискуссии, об экономических проблемах развития муниципалитетов задал президент АСДГ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, подчеркнувший своевременность обсуждаемых вопросов. «131-ФЗ сыграл важную роль в развитии местного самоуправления. Были разграничены полномочия муниципальной и региональной властей, обеспечена основа, в том числе финансовая, для деятельности муниципалитетов. Но сегодня этого недостаточно. Необходимо создавать условия для модернизации экономики в рамках тех функций, которые на нас возложены. Самая главная проблема — в том, что сложившаяся финансовая система не создаёт стимулов для развития реального сектора, не даёт возможности формирования полноценного бюджета развития городов, — отметил В.Городецкий. — Мы неоднократно поднимали вопросы о расширении финансовых возможностей муниципальных образований на уровне федеральной власти, но пока принятые решения не носят системного характера и не оказывают значительного влияния на бюджетные показатели».

Вице-президент АСДГ Роальд Бабун представил проведенный Анализ изменения доходов и расходов бюджетов муниципальных образований за 2010 (факт) и 2011 (план) годы. Такого рода анализи проводятся в АСДГ ежегодно с целью выявления динамики изменения доходов и расходов бюджетов и их структуры. В представленном анализе, были сопоставлены отчетные показатели по доходам и расходам местных бюджетов за 2010 год и плановые показатели на 2011 год по 96 крупным и средним муниципальным образованиям Сибирского, Дальневосточного и Уральского федеральных округов.

«Суммарные доходы бюджетов увеличиваются в 2011 году по сравнению с 2010-м всего у 24 муниципальных образований и снижаются у 72, причем у 47 муниципальных образований снижение составляет более 10%, из них у 28 — более 20%. Если наложить на эти цифры инфляционную составляющую, то реальное снижение доходов будет еще больше» заявил Р. Бабун.

Следует отметить, что собственные налоговые и неналоговые доходы бюджетов снижаются только у половины муниципальных образований (48 из 96). Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ — в подавляющем большинстве муниципальных образований (75/96) растет, значительного его снижения практически не наблюдается. Земельный налог примерно у половины муниципальных образований в 2011 году возрастает и у половины снижается, но отклонения от 2010 года невелики. У большинства муниципальных образований из собственных доходов существенно, в разы, снижается только налог на имущество физических лиц, доля которого в общих доходах бюджетов и до этого была крайне мала. Его снижение вызвано изменением порядка налогообложения (один раз в год вместо двух), в результате чего основная часть платежей 2011 года перейдет на 2012 год. Главным фактором снижения общих доходов местных бюджетов является сокращение безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов. В 2011 году они увеличиваются всего у 18 муниципальных образований, а у остальных 78 снижаются, причем весьма существенно. Для 17 муниципальных образований безвозмездные поступления снижаются более чем вдвое. Таким образом, в 2011 году продолжится сокращение государственной поддержки муниципальных образований со стороны субъектов РФ.

Увеличение расходов в 2011 году ожидается в 31 муниципальном образовании, тогда как увеличение доходов только в 24 муниципальных образованиях. Это объясняется планируемым дефицитом бюджетов на 2011 год. В 15 муниципальных образованиях рост расходов не превышает 10% и лишь в 5 рост превышает 30%. Из 65 муниципальных образований, в которых предусмотрено снижение расходов, в 31 снижение не превышает 10% и еще в 14 не превышает 20%. Однако в 5 муниципальных образованиях расходы снижаются более чем вдвое.

По основным направлениям расходов картина выглядит следующим образом. Наиболее благоприятная ситуация имеет место в образовании и относительно благоприятная в других отраслях социальной сферы. Для городских поселений в графе «Образование и молодежная политика» учитывались затраты только по молодежной политике, поскольку расходы на образование являются обязательством муниципальных районов. В основном муниципальные образования при необходимости сокращения расходов делают это за счет сферы ЖКХ. Масштабы сокращений являются весьма значительными. В трети муниципальных образований намечается сократить в 2011 году расходы на ЖКХ более чем вдвое. Это ставит под угрозу дальнейшее функционирование сферы.

Таким образом, по словам вице-президента АСДГ, несмотря на заявления о завершении в основном финансового кризиса, 2011 год следует признать неблагоприятным для местных бюджетов. Основной фактор снижения доходов бюджетов — резкое сокращение поступлений из вышестоящих бюджетов, т.е. сокращение государственной поддержки муниципальных образований. Собственные налоговые и неналоговые доходы снижаются в 2011 году только у половины муниципальных образований. Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ в подавляющем большинстве муниципальных образований растет. Часть муниципальных образований приняла бюджеты на 2011 год с дефицитом, превышающим установленные нормативы. Исполнение бюджетов в этих муниципальных образованиях будет затруднено. Общий вывод из анализа состоит в том, что кризисная ситуация в муниципальных финансах не ослабевает, а продолжает усиливаться.

Также Роальд Бабун особо выделил два постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которые выиграли сибирские и дальневосточные города. Первое постановление рассказывает об обращении города Благовещенска Амурской области, где ставился под сомнение закон «Об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности государственных органов субъектов Федерации и муниципальных образованиях Российской Федерации». Коллегам из Благовещенска удалось доказать несоответствующего Конституции РФ принудительную приватизацию всего нежилого фонда. И второе постановление, которое выиграл город Чита Забайкальского края, где проверялась часть 4 статьи 16 № 131-ФЗ в части компенсации экономически необоснованных тарифов на теплоэнергию. Льготы устанавливает субъект РФ, а вычеты идут из местных бюджетов. Конституционный суд признал это требование несоответствующим Конституции Российской Федерации и сказал, что кто установил льготу — тот и должен платить.

Экономическая и финансовая деятельность муниципалитетов в практической части реализуется в такой важной сфере работы органов местного самоуправления как муниципальные закупки. Своим опытом в организации электронных закупок на муниципальном уровне поделился заместитель начальника управления муниципального заказа администрации города Томска Андрей Комогорцев. Как отметил докладчик, в муниципальном образовании «Город Томск» сложилась система размещения муниципального заказа посредством уполномоченного органа на размещение заказов и муниципальных заказчиков. К достоинствам подобной системы можно отнести:

  1. Оперативность в принятии решений и проведении размещений заказов;
  2. Максимальную близость ко всем муниципальным заказчикам и возможность учета их потребностей;
  3. Единообразное определение начальной (максимальной) цены контрактов.

Так, в городе Томске с 2002 года внедрен комплекс систем «Автоматизированный Центр Контроля» (АЦК), состоящий из трех систем: «АЦК — Финансы», «АЦК — Планирование», «АЦК — Муниципальный заказ». Каждая система указанного комплекса имеет гибкий, универсальный и единообразный интерфейс, позволяющий легко адаптироваться к работе в каждом из программных продуктов.

Татьяна Зеленская, заместитель Главы города Красноярска рассказала собравшимся об амбициозной задаче Красноярска — к 2025 году выйти на позиции мирового города (global city), используя преимущества геополитического, геоэкономического положения и — промышленный потенциал советских времен (советское наследие). Для достижения поставленной цели были разработана программа социально-экономического развития горда, предусматривающая некоторые сценарии такого развития. В современных условиях целесообразен переход от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска к принципу «приемлемого» риска. Оцениваемый допустимый средний уровень ежегодного отклонения: индекс промышленного производства +/- 4,5%, рост инвестиций в сопоставимых ценах +/- 5,5%, рост реальной заработной платы +/- 4,6%. На сегодняшний день сравнительный анализ крупнейших административных центров Сибири с населением более пятисот тысяч человек показывает, что Красноярск занимает лидирующие позиции по размеру среднемесячной заработной платы, обороту розничной торговли и платным услугам населению, объемам инвестиций в основной капитал и строительству жилья.

По версии журнала «Русский репортер» (июнь 2011 года) Красноярск занял 2 место в рейтинге самых перспективных российских мегаполисов из 16, население которых превышает 700 тысяч человек (исключив Москву и Санкт-Петербург). По рейтингу журнала «РБК» в 2010 году Красноярск традиционно вошел в десятку лидеров из 64 городов России в области привлекательности условий для бизнеса. В 2010 году по результатам 2009 года Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» признало экономику Красноярска сильной и стабильной. Полученный рейтинг позволяет городу Красноярску войти в категорию сильных регионов и городов Российской Федерации по классификации агентства Fitch. Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный».

Не осталась без внимания и проблема учета муниципальных активов. На этой теме подробно остановилась представитель Фонда «Институт экономики города», ведущий эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения Юлия Чалая. «Проведение в России рыночных реформ обусловило значительную дифференциацию форм собственности, что поставило серьезный финансово-экономический вопрос: как сформировать состав и структуру муниципальных активов, как ими управлять и что с ними делать», — отметила Ю.Чалая. По её словам, муниципальные финансы — это не только местный бюджет, муниципальные финансы — это такие финансовые потоки, которые за пределами бюджета могут быть сопоставимы с бюджетом или даже выше бюджета. Как отметил эксперт, Фонд «Институт экономики города» сегодня поставил следующие задачи по работе с муниципальными активами: во-первых, сформировать подходы к структуре и составу активов, определить источник информации для принятия управленческих решений.

По результатам обсуждения вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования и на основании изученного опыта работы по разграничению полномочий между региональными и муниципальными властями в сфере экономики и финансов в городах Сибири и Дальнего Востока участниками конференции АСДГ был принят ряд рекомендаций в профильные министерства Правительства РФ, Федеральное Собрание РФ, субъекты Федерации.

Пресс-служба АСДГ


 

Возврат к списку

Лента новостей