финансистов России
Некоммерческое партнерство
Некоммерческое партнерство
Тон дискуссии, об экономических проблемах развития муниципалитетов задал президент АСДГ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, подчеркнувший своевременность обсуждаемых вопросов.
Вице-президент АСДГ Роальд Бабун представил проведенный Анализ изменения доходов и расходов бюджетов муниципальных образований за 2010 (факт) и 2011 (план) годы. Такого рода анализи проводятся в АСДГ ежегодно с целью выявления динамики изменения доходов и расходов бюджетов и их структуры. В представленном анализе, были сопоставлены отчетные показатели по доходам и расходам местных бюджетов за 2010 год и плановые показатели на 2011 год по 96 крупным и средним муниципальным образованиям Сибирского, Дальневосточного и Уральского федеральных округов.
«Суммарные доходы бюджетов увеличиваются в 2011 году по сравнению с
Следует отметить, что собственные налоговые и неналоговые доходы бюджетов снижаются только у половины муниципальных образований (48 из 96). Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ — в подавляющем большинстве муниципальных образований (75/96) растет, значительного его снижения практически не наблюдается. Земельный налог примерно у половины муниципальных образований в 2011 году возрастает и у половины снижается, но отклонения от 2010 года невелики. У большинства муниципальных образований из собственных доходов существенно, в разы, снижается только налог на имущество физических лиц, доля которого в общих доходах бюджетов и до этого была крайне мала. Его снижение вызвано изменением порядка налогообложения (один раз в год вместо двух), в результате чего основная часть платежей 2011 года перейдет на 2012 год. Главным фактором снижения общих доходов местных бюджетов является сокращение безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов. В 2011 году они увеличиваются всего у 18 муниципальных образований, а у остальных 78 снижаются, причем весьма существенно. Для 17 муниципальных образований безвозмездные поступления снижаются более чем вдвое. Таким образом, в 2011 году продолжится сокращение государственной поддержки муниципальных образований со стороны субъектов РФ.
Увеличение расходов в 2011 году ожидается в 31 муниципальном образовании, тогда как увеличение доходов только в 24 муниципальных образованиях. Это объясняется планируемым дефицитом бюджетов на 2011 год. В 15 муниципальных образованиях рост расходов не превышает 10% и лишь в 5 рост превышает 30%. Из 65 муниципальных образований, в которых предусмотрено снижение расходов, в 31 снижение не превышает 10% и еще в 14 не превышает 20%. Однако в 5 муниципальных образованиях расходы снижаются более чем вдвое.
По основным направлениям расходов картина выглядит следующим образом. Наиболее благоприятная ситуация имеет место в образовании и относительно благоприятная в других отраслях социальной сферы. Для городских поселений в графе «Образование и молодежная политика» учитывались затраты только по молодежной политике, поскольку расходы на образование являются обязательством муниципальных районов. В основном муниципальные образования при необходимости сокращения расходов делают это за счет сферы ЖКХ. Масштабы сокращений являются весьма значительными. В трети муниципальных образований намечается сократить в 2011 году расходы на ЖКХ более чем вдвое. Это ставит под угрозу дальнейшее функционирование сферы.
Таким образом, по словам вице-президента АСДГ, несмотря на заявления о завершении в основном финансового кризиса, 2011 год следует признать неблагоприятным для местных бюджетов. Основной фактор снижения доходов бюджетов — резкое сокращение поступлений из вышестоящих бюджетов, т.е. сокращение государственной поддержки муниципальных образований. Собственные налоговые и неналоговые доходы снижаются в 2011 году только у половины муниципальных образований. Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ в подавляющем большинстве муниципальных образований растет. Часть муниципальных образований приняла бюджеты на 2011 год с дефицитом, превышающим установленные нормативы. Исполнение бюджетов в этих муниципальных образованиях будет затруднено. Общий вывод из анализа состоит в том, что кризисная ситуация в муниципальных финансах не ослабевает, а продолжает усиливаться.
Также Роальд Бабун особо выделил два постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которые выиграли сибирские и дальневосточные города. Первое постановление рассказывает об обращении города Благовещенска Амурской области, где ставился под сомнение закон «Об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности государственных органов субъектов Федерации и муниципальных образованиях Российской Федерации». Коллегам из Благовещенска удалось доказать несоответствующего Конституции РФ принудительную приватизацию всего нежилого фонда. И второе постановление, которое выиграл город Чита Забайкальского края, где проверялась часть 4 статьи 16 № 131-ФЗ в части компенсации экономически необоснованных тарифов на теплоэнергию. Льготы устанавливает субъект РФ, а вычеты идут из местных бюджетов. Конституционный суд признал это требование несоответствующим Конституции Российской Федерации и сказал, что кто установил льготу — тот и должен платить.
Экономическая и финансовая деятельность муниципалитетов в практической части реализуется в такой важной сфере работы органов местного самоуправления как муниципальные закупки. Своим опытом в организации электронных закупок на муниципальном уровне поделился заместитель начальника управления муниципального заказа администрации города Томска Андрей Комогорцев. Как отметил докладчик, в муниципальном образовании «Город Томск» сложилась система размещения муниципального заказа посредством уполномоченного органа на размещение заказов и муниципальных заказчиков. К достоинствам подобной системы можно отнести:
Так, в городе Томске с 2002 года внедрен комплекс систем «Автоматизированный Центр Контроля» (АЦК), состоящий из трех систем: «АЦК — Финансы», «АЦК — Планирование», «АЦК — Муниципальный заказ». Каждая система указанного комплекса имеет гибкий, универсальный и единообразный интерфейс, позволяющий легко адаптироваться к работе в каждом из программных продуктов.
Татьяна Зеленская, заместитель Главы города Красноярска рассказала собравшимся об амбициозной задаче Красноярска — к 2025 году выйти на позиции мирового города (global city), используя преимущества геополитического, геоэкономического положения и — промышленный потенциал советских времен (советское наследие). Для достижения поставленной цели были разработана программа социально-экономического развития горда, предусматривающая некоторые сценарии такого развития. В современных условиях целесообразен переход от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска к принципу «приемлемого» риска. Оцениваемый допустимый средний уровень ежегодного отклонения: индекс промышленного производства +/- 4,5%, рост инвестиций в сопоставимых ценах +/- 5,5%, рост реальной заработной платы +/- 4,6%. На сегодняшний день сравнительный анализ крупнейших административных центров Сибири с населением более пятисот тысяч человек показывает, что Красноярск занимает лидирующие позиции по размеру среднемесячной заработной платы, обороту розничной торговли и платным услугам населению, объемам инвестиций в основной капитал и строительству жилья.
По версии журнала «Русский репортер» (июнь 2011 года) Красноярск занял 2 место в рейтинге самых перспективных российских мегаполисов из 16, население которых превышает 700 тысяч человек (исключив Москву и Санкт-Петербург). По рейтингу журнала «РБК» в 2010 году Красноярск традиционно вошел в десятку лидеров из 64 городов России в области привлекательности условий для бизнеса. В 2010 году по результатам 2009 года Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» признало экономику Красноярска сильной и стабильной. Полученный рейтинг позволяет городу Красноярску войти в категорию сильных регионов и городов Российской Федерации по классификации агентства Fitch. Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный».
Не осталась без внимания и проблема учета муниципальных активов. На этой теме подробно остановилась представитель Фонда «Институт экономики города», ведущий эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения Юлия Чалая. «Проведение в России рыночных реформ обусловило значительную дифференциацию форм собственности, что поставило серьезный финансово-экономический вопрос: как сформировать состав и структуру муниципальных активов, как ими управлять и что с ними делать», — отметила Ю.Чалая. По её словам, муниципальные финансы — это не только местный бюджет, муниципальные финансы — это такие финансовые потоки, которые за пределами бюджета могут быть сопоставимы с бюджетом или даже выше бюджета. Как отметил эксперт, Фонд «Институт экономики города» сегодня поставил следующие задачи по работе с муниципальными активами: во-первых, сформировать подходы к структуре и составу активов, определить источник информации для принятия управленческих решений.
По результатам обсуждения вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования и на основании изученного опыта работы по разграничению полномочий между региональными и муниципальными властями в сфере экономики и финансов в городах Сибири и Дальнего Востока участниками конференции АСДГ был принят ряд рекомендаций в профильные министерства Правительства РФ, Федеральное Собрание РФ, субъекты Федерации.
Пресс-служба АСДГ
Вниманию членов СФР представляется пакет материалов, касающихся проекта Федерального закона № 440237-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
24 января 2014 года Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона №
В декабре 2013 года в Москве прошло совместное расширенное заседание секций «Финансисты субъектов Российской Федерации» и «Финансисты муниципальных образований» НП «СФР», на котором обсуждались текущие и перспективные вопросы бюджетного процесса на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Заседание впервые за много лет прошло на территории структурного подразделения Минфина России — Научно-исследовательского финансового института, и планируется, что в перспективе СФР возобновит практику совместной работы с НИФИ.
26 декабря 2013 года в
Совет НП СФР доводит до сведения членов сообщества, что Секция «Финансисты субъектов Российской Федерации» 19 декабря 2013 года в 11 часов проводит Совместное расширенное заседание секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» и секции «Финансисты муниципальных образований» для обсуждения текущих и перспективных вопросов бюджетного процесса.
По инициативе депутатского корпуса Государственной Думы начата подготовка проекта федерального закона по внесению уточнений, дополнений в действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Приглашаем вас 20 ноября 2013 года принять участие в работе Вторых Васильевских чтений ― ежегодном форуме «Общественные финансы: наука и практика», названных в честь графа А. И. Васильева, первого министра финансов России. Организатор форума - Издательский Дом "Бюджет" при участии Сообщества финансистов России в рамках «Финансовой недели» Финансового университета при Правительстве РФ.
НП «Сообщество финансистов России» сообщает, что с 1 октября 2013 года сообщество сменило офис и контактный телефон.
Исходя из положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 №
Руководство секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России» сообщает, что 12 сентября в 10.30 (ранее письмом НП СФР от 22.07.2013 № 123/13 была объявлена дата 5 сентября 2013 года) планируется провести заседание секции.
От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником! В этот день в 1802 году императором Александром I в России было создано Министерство финансов, именно с этой датой связана традиция отмечать День финансиста.
9 июля 2013 г. на заседании Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации была рассмотрена Методика расчета распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 2013 год на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на
СФР по просьбам членов Сообщества представляет для сведения и руководства информационно-аналитическую справку о законопроектах, принятых по вопросам в период с января по июль месяц 2013 года.
В каждом проекте закона указан его регистрационный номер, чтение в котором он принят и подробная характеристика каждого проекта.
СФР по просьбам членов Сообщества представляет для сведения и руководства информационно-аналитическую справку о законопроектах, принятых по вопросам бюджетного и налогового законодательства в период с января по июль месяц 2013 года.
В каждом проекте закона указан его регистрационный номер, чтение в котором он принят и подробная характеристика каждого проекта.
СФР по просьбам членов Сообщества представляет для сведения и руководства письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2013 № 01-02-03/06-21001 по вопросу сокращения различий в бюджетной обеспеченности и обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.