Об итогах конференции АСДГ «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока»

01.07.2011

16–17 июня 2011 года в городе Новосибирске состоялась конференция АСДГ «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», посвященная обсуждению проблем законодательства в сфере экономической и финансовой деятельности, совершенствования финансового контроля, практике привлечения инвестиций в муниципальные образования. Организаторами конференции выступили Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и мэрия города Новосибирска. Конференция собрала, прежде всего, руководителей экономических, финансовых служб и контрольно-счетных органов городов Сибири и Дальнего Востока. В качестве экспертов выступили представители Министерства финансов Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Фонда «Институт экономики города». Всего в работе конференции приняли участие более 90 представителей из 30 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

Тон дискуссии, об экономических проблемах развития муниципалитетов задал президент АСДГ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, подчеркнувший своевременность обсуждаемых вопросов. «131-ФЗ сыграл важную роль в развитии местного самоуправления. Были разграничены полномочия муниципальной и региональной властей, обеспечена основа, в том числе финансовая, для деятельности муниципалитетов. Но сегодня этого недостаточно. Необходимо создавать условия для модернизации экономики в рамках тех функций, которые на нас возложены. Самая главная проблема — в том, что сложившаяся финансовая система не создаёт стимулов для развития реального сектора, не даёт возможности формирования полноценного бюджета развития городов, — отметил В.Городецкий. — Мы неоднократно поднимали вопросы о расширении финансовых возможностей муниципальных образований на уровне федеральной власти, но пока принятые решения не носят системного характера и не оказывают значительного влияния на бюджетные показатели».

Вице-президент АСДГ Роальд Бабун представил проведенный Анализ изменения доходов и расходов бюджетов муниципальных образований за 2010 (факт) и 2011 (план) годы. Такого рода анализи проводятся в АСДГ ежегодно с целью выявления динамики изменения доходов и расходов бюджетов и их структуры. В представленном анализе, были сопоставлены отчетные показатели по доходам и расходам местных бюджетов за 2010 год и плановые показатели на 2011 год по 96 крупным и средним муниципальным образованиям Сибирского, Дальневосточного и Уральского федеральных округов.

«Суммарные доходы бюджетов увеличиваются в 2011 году по сравнению с 2010-м всего у 24 муниципальных образований и снижаются у 72, причем у 47 муниципальных образований снижение составляет более 10%, из них у 28 — более 20%. Если наложить на эти цифры инфляционную составляющую, то реальное снижение доходов будет еще больше» заявил Р. Бабун.

Следует отметить, что собственные налоговые и неналоговые доходы бюджетов снижаются только у половины муниципальных образований (48 из 96). Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ — в подавляющем большинстве муниципальных образований (75/96) растет, значительного его снижения практически не наблюдается. Земельный налог примерно у половины муниципальных образований в 2011 году возрастает и у половины снижается, но отклонения от 2010 года невелики. У большинства муниципальных образований из собственных доходов существенно, в разы, снижается только налог на имущество физических лиц, доля которого в общих доходах бюджетов и до этого была крайне мала. Его снижение вызвано изменением порядка налогообложения (один раз в год вместо двух), в результате чего основная часть платежей 2011 года перейдет на 2012 год. Главным фактором снижения общих доходов местных бюджетов является сокращение безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов. В 2011 году они увеличиваются всего у 18 муниципальных образований, а у остальных 78 снижаются, причем весьма существенно. Для 17 муниципальных образований безвозмездные поступления снижаются более чем вдвое. Таким образом, в 2011 году продолжится сокращение государственной поддержки муниципальных образований со стороны субъектов РФ.

Увеличение расходов в 2011 году ожидается в 31 муниципальном образовании, тогда как увеличение доходов только в 24 муниципальных образованиях. Это объясняется планируемым дефицитом бюджетов на 2011 год. В 15 муниципальных образованиях рост расходов не превышает 10% и лишь в 5 рост превышает 30%. Из 65 муниципальных образований, в которых предусмотрено снижение расходов, в 31 снижение не превышает 10% и еще в 14 не превышает 20%. Однако в 5 муниципальных образованиях расходы снижаются более чем вдвое.

По основным направлениям расходов картина выглядит следующим образом. Наиболее благоприятная ситуация имеет место в образовании и относительно благоприятная в других отраслях социальной сферы. Для городских поселений в графе «Образование и молодежная политика» учитывались затраты только по молодежной политике, поскольку расходы на образование являются обязательством муниципальных районов. В основном муниципальные образования при необходимости сокращения расходов делают это за счет сферы ЖКХ. Масштабы сокращений являются весьма значительными. В трети муниципальных образований намечается сократить в 2011 году расходы на ЖКХ более чем вдвое. Это ставит под угрозу дальнейшее функционирование сферы.

Таким образом, по словам вице-президента АСДГ, несмотря на заявления о завершении в основном финансового кризиса, 2011 год следует признать неблагоприятным для местных бюджетов. Основной фактор снижения доходов бюджетов — резкое сокращение поступлений из вышестоящих бюджетов, т.е. сокращение государственной поддержки муниципальных образований. Собственные налоговые и неналоговые доходы снижаются в 2011 году только у половины муниципальных образований. Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ в подавляющем большинстве муниципальных образований растет. Часть муниципальных образований приняла бюджеты на 2011 год с дефицитом, превышающим установленные нормативы. Исполнение бюджетов в этих муниципальных образованиях будет затруднено. Общий вывод из анализа состоит в том, что кризисная ситуация в муниципальных финансах не ослабевает, а продолжает усиливаться.

Также Роальд Бабун особо выделил два постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которые выиграли сибирские и дальневосточные города. Первое постановление рассказывает об обращении города Благовещенска Амурской области, где ставился под сомнение закон «Об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности государственных органов субъектов Федерации и муниципальных образованиях Российской Федерации». Коллегам из Благовещенска удалось доказать несоответствующего Конституции РФ принудительную приватизацию всего нежилого фонда. И второе постановление, которое выиграл город Чита Забайкальского края, где проверялась часть 4 статьи 16 № 131-ФЗ в части компенсации экономически необоснованных тарифов на теплоэнергию. Льготы устанавливает субъект РФ, а вычеты идут из местных бюджетов. Конституционный суд признал это требование несоответствующим Конституции Российской Федерации и сказал, что кто установил льготу — тот и должен платить.

Экономическая и финансовая деятельность муниципалитетов в практической части реализуется в такой важной сфере работы органов местного самоуправления как муниципальные закупки. Своим опытом в организации электронных закупок на муниципальном уровне поделился заместитель начальника управления муниципального заказа администрации города Томска Андрей Комогорцев. Как отметил докладчик, в муниципальном образовании «Город Томск» сложилась система размещения муниципального заказа посредством уполномоченного органа на размещение заказов и муниципальных заказчиков. К достоинствам подобной системы можно отнести:

  1. Оперативность в принятии решений и проведении размещений заказов;
  2. Максимальную близость ко всем муниципальным заказчикам и возможность учета их потребностей;
  3. Единообразное определение начальной (максимальной) цены контрактов.

Так, в городе Томске с 2002 года внедрен комплекс систем «Автоматизированный Центр Контроля» (АЦК), состоящий из трех систем: «АЦК — Финансы», «АЦК — Планирование», «АЦК — Муниципальный заказ». Каждая система указанного комплекса имеет гибкий, универсальный и единообразный интерфейс, позволяющий легко адаптироваться к работе в каждом из программных продуктов.

Татьяна Зеленская, заместитель Главы города Красноярска рассказала собравшимся об амбициозной задаче Красноярска — к 2025 году выйти на позиции мирового города (global city), используя преимущества геополитического, геоэкономического положения и — промышленный потенциал советских времен (советское наследие). Для достижения поставленной цели были разработана программа социально-экономического развития горда, предусматривающая некоторые сценарии такого развития. В современных условиях целесообразен переход от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска к принципу «приемлемого» риска. Оцениваемый допустимый средний уровень ежегодного отклонения: индекс промышленного производства +/- 4,5%, рост инвестиций в сопоставимых ценах +/- 5,5%, рост реальной заработной платы +/- 4,6%. На сегодняшний день сравнительный анализ крупнейших административных центров Сибири с населением более пятисот тысяч человек показывает, что Красноярск занимает лидирующие позиции по размеру среднемесячной заработной платы, обороту розничной торговли и платным услугам населению, объемам инвестиций в основной капитал и строительству жилья.

По версии журнала «Русский репортер» (июнь 2011 года) Красноярск занял 2 место в рейтинге самых перспективных российских мегаполисов из 16, население которых превышает 700 тысяч человек (исключив Москву и Санкт-Петербург). По рейтингу журнала «РБК» в 2010 году Красноярск традиционно вошел в десятку лидеров из 64 городов России в области привлекательности условий для бизнеса. В 2010 году по результатам 2009 года Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» признало экономику Красноярска сильной и стабильной. Полученный рейтинг позволяет городу Красноярску войти в категорию сильных регионов и городов Российской Федерации по классификации агентства Fitch. Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный».

Не осталась без внимания и проблема учета муниципальных активов. На этой теме подробно остановилась представитель Фонда «Институт экономики города», ведущий эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения Юлия Чалая. «Проведение в России рыночных реформ обусловило значительную дифференциацию форм собственности, что поставило серьезный финансово-экономический вопрос: как сформировать состав и структуру муниципальных активов, как ими управлять и что с ними делать», — отметила Ю.Чалая. По её словам, муниципальные финансы — это не только местный бюджет, муниципальные финансы — это такие финансовые потоки, которые за пределами бюджета могут быть сопоставимы с бюджетом или даже выше бюджета. Как отметил эксперт, Фонд «Институт экономики города» сегодня поставил следующие задачи по работе с муниципальными активами: во-первых, сформировать подходы к структуре и составу активов, определить источник информации для принятия управленческих решений.

По результатам обсуждения вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования и на основании изученного опыта работы по разграничению полномочий между региональными и муниципальными властями в сфере экономики и финансов в городах Сибири и Дальнего Востока участниками конференции АСДГ был принят ряд рекомендаций в профильные министерства Правительства РФ, Федеральное Собрание РФ, субъекты Федерации.

Пресс-служба АСДГ


 

Возврат к списку

Лента новостей
  • 04.03.2014
    Законопроекты, рассмотренные Госдумой в первом чтении
    Дирекция СФР предоставляет для сведения и руководства перечень законопроектов, принятых Государственной Думой в январе - феврале 2014 года по разделам "Экономическая политика, бюджетное и налоговое законодательство" и "Социальная политика".
  • 04.03.2014
    Предложения от субъектов РФ и муниципальных образований по поправкам в Бюджетный кодекс
    Дирекция СФР предоставляет обобщенный материал по представленным членами Сообщества поправкам к Бюджетному кодексу Российской Федерации.
  • 04.03.2014
    О проекте Федерального закона № 440237-6

    Вниманию членов СФР представляется пакет материалов, касающихся проекта Федерального закона № 440237-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

  • 28.01.2014 Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по законопроекту № 407473-6
    Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по законопроекту № 407473-6

    24 января 2014 года Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 407473-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (внесен 12.12.13).

  • 09.01.2014
    Совместное расширенное заседание секций «Финансисты субъектов Российской Федерации» и «Финансисты муниципальных образований»

    В декабре 2013 года в Москве прошло совместное расширенное заседание секций «Финансисты субъектов Российской Федерации» и «Финансисты муниципальных образований» НП «СФР», на котором обсуждались текущие и перспективные вопросы бюджетного процесса на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Заседание впервые за много лет прошло на территории структурного подразделения Минфина России — Научно-исследовательского финансового института, и планируется, что в перспективе СФР возобновит практику совместной работы с НИФИ.

  • 23.12.2013 Заседание Совета СФ
    Заседание Совета СФ

    26 декабря 2013 года в 14-00 часов состоится заседание Совета НП «Сообщество финансистов России» в офисе НП «Сообщество финансистов России» по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д.17, стр.1, офис 501 (ст. метро Чистые пруды).

  • 06.12.2013 Анонс декабрьского расширенного заседания СФР в Москве
    Анонс декабрьского расширенного заседания СФР в Москве

    Совет НП СФР доводит до сведения членов сообщества, что Секция «Финансисты субъектов Российской Федерации» 19 декабря 2013 года в 11 часов проводит Совместное расширенное заседание секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» и секции «Финансисты муниципальных образований» для обсуждения текущих и перспективных вопросов бюджетного процесса.

  • 05.12.2013 Вниманию членов СФР
    Вниманию членов СФР

    По инициативе депутатского корпуса Государственной Думы начата подготовка проекта федерального закона по внесению уточнений, дополнений в действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации.

  • 21.10.2013 Вторые Васильевские чтения ― ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика»
    Вторые Васильевские чтения ― ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика»

    Приглашаем вас 20 ноября 2013 года принять участие в работе Вторых Васильевских чтений ― ежегодном форуме «Общественные финансы: наука и практика», названных в честь графа А. И. Васильева, первого министра финансов России. Организатор форума - Издательский Дом "Бюджет" при участии Сообщества финансистов России в рамках «Финансовой недели» Финансового университета при Правительстве РФ.

  • 04.10.2013 С 1 октября 2013 года контактные телефоны и месторасположение офиса НП "СФР" изменились
    С 1 октября 2013 года контактные телефоны и месторасположение офиса НП "СФР" изменились

    НП «Сообщество финансистов России» сообщает, что с 1 октября 2013 года сообщество сменило офис и контактный телефон.

  • 24.09.2013 К вопросу обеспечения жилыми помещениями многодетных семей г. Липецка - ответ Минфина РФ
    К вопросу обеспечения жилыми помещениями многодетных семей г. Липецка - ответ Минфина РФ

    Исходя из положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма по основаниям ЖК РФ. При этом предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, предусмотренном ЖКРФ, с учетом положений части 2 статьи 6 данного федерального закона.

  • 09.09.2013 12 сентября в Москве состоится заседание "Финансисты муниципальных образований" НП СФР. Программа уточнена
    12 сентября в Москве состоится заседание "Финансисты муниципальных образований" НП СФР. Программа уточнена

    Руководство секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России» сообщает, что 12 сентября в 10.30 (ранее письмом НП СФР от 22.07.2013 № 123/13 была объявлена дата 5 сентября 2013 года) планируется провести заседание секции.

  • 06.09.2013 С Днем финансиста!
    С Днем финансиста!

    От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником! В этот день в 1802 году императором Александром I в России было создано Министерство финансов, именно с этой датой связана традиция отмечать День финансиста. 

  • 17.07.2013 О субсидировании модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования
    О субсидировании модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования

    9 июля 2013 г. на заседании Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации была рассмотрена Методика расчета распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 2013 год на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в части модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования.


  • 17.07.2013 О законопроектах, принятых по социальным вопросам в период с января по июль месяц 2013 года
    О законопроектах, принятых по социальным вопросам в период с января по июль месяц 2013 года

    СФР по просьбам членов Сообщества представляет для сведения и руководства информационно-аналитическую справку о законопроектах, принятых по вопросам в период с января по июль месяц 2013 года.

    В каждом проекте закона указан его регистрационный номер, чтение в котором он принят и подробная характеристика каждого проекта.

  • 17.07.2013 О законопроектах, принятых по вопросам бюджетного и налогового законодательства в период с января по июль месяц 2013 года
    О законопроектах, принятых по вопросам бюджетного и налогового законодательства в период с января по июль месяц 2013 года

    СФР по просьбам членов Сообщества представляет для сведения и руководства информационно-аналитическую справку о законопроектах, принятых по вопросам бюджетного и налогового законодательства в период с января по июль месяц 2013 года.

    В каждом проекте закона указан его регистрационный номер, чтение в котором он принят и подробная характеристика каждого проекта.

  • 17.07.2013 О сокращении различий в бюджетной обеспеченности и обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
    О сокращении различий в бюджетной обеспеченности и обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации

    СФР по просьбам членов Сообщества представляет для сведения и руководства письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2013 № 01-02-03/06-21001 по вопросу сокращения различий в бюджетной обеспеченности и обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

  • 17.07.2013 Об основных направлениях налоговой политики в Российской Федерации
    Об основных направлениях налоговой политики в Российской Федерации
    СФР по просьбам членов Сообщества представляет для сведения и руководства в работе стенограмму парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на тему «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации», которые состоялись в мае 2013 года, а также принятые на этом заседании Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 года и на плановый период 2015 и 2016 годов.
  • 17.07.2013 О предоставлении бюджетных кредитов и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации
    О предоставлении бюджетных кредитов и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации
    9 июля 2013 г. на заседании Рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации были рассмотрены подходы к предоставлению бюджетных кредитов и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации в 2013 году в размере 8 млрд. рублей.
  • 11.06.2013 Внимание!
    Внимание!

    Фотоотчет с юбилейного собрания «10 лет СФР» и VI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» можно посмотреть здесь.