Об итогах конференции АСДГ «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока»

01.07.2011

16–17 июня 2011 года в городе Новосибирске состоялась конференция АСДГ «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», посвященная обсуждению проблем законодательства в сфере экономической и финансовой деятельности, совершенствования финансового контроля, практике привлечения инвестиций в муниципальные образования. Организаторами конференции выступили Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и мэрия города Новосибирска. Конференция собрала, прежде всего, руководителей экономических, финансовых служб и контрольно-счетных органов городов Сибири и Дальнего Востока. В качестве экспертов выступили представители Министерства финансов Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Фонда «Институт экономики города». Всего в работе конференции приняли участие более 90 представителей из 30 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

Тон дискуссии, об экономических проблемах развития муниципалитетов задал президент АСДГ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, подчеркнувший своевременность обсуждаемых вопросов. «131-ФЗ сыграл важную роль в развитии местного самоуправления. Были разграничены полномочия муниципальной и региональной властей, обеспечена основа, в том числе финансовая, для деятельности муниципалитетов. Но сегодня этого недостаточно. Необходимо создавать условия для модернизации экономики в рамках тех функций, которые на нас возложены. Самая главная проблема — в том, что сложившаяся финансовая система не создаёт стимулов для развития реального сектора, не даёт возможности формирования полноценного бюджета развития городов, — отметил В.Городецкий. — Мы неоднократно поднимали вопросы о расширении финансовых возможностей муниципальных образований на уровне федеральной власти, но пока принятые решения не носят системного характера и не оказывают значительного влияния на бюджетные показатели».

Вице-президент АСДГ Роальд Бабун представил проведенный Анализ изменения доходов и расходов бюджетов муниципальных образований за 2010 (факт) и 2011 (план) годы. Такого рода анализи проводятся в АСДГ ежегодно с целью выявления динамики изменения доходов и расходов бюджетов и их структуры. В представленном анализе, были сопоставлены отчетные показатели по доходам и расходам местных бюджетов за 2010 год и плановые показатели на 2011 год по 96 крупным и средним муниципальным образованиям Сибирского, Дальневосточного и Уральского федеральных округов.

«Суммарные доходы бюджетов увеличиваются в 2011 году по сравнению с 2010-м всего у 24 муниципальных образований и снижаются у 72, причем у 47 муниципальных образований снижение составляет более 10%, из них у 28 — более 20%. Если наложить на эти цифры инфляционную составляющую, то реальное снижение доходов будет еще больше» заявил Р. Бабун.

Следует отметить, что собственные налоговые и неналоговые доходы бюджетов снижаются только у половины муниципальных образований (48 из 96). Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ — в подавляющем большинстве муниципальных образований (75/96) растет, значительного его снижения практически не наблюдается. Земельный налог примерно у половины муниципальных образований в 2011 году возрастает и у половины снижается, но отклонения от 2010 года невелики. У большинства муниципальных образований из собственных доходов существенно, в разы, снижается только налог на имущество физических лиц, доля которого в общих доходах бюджетов и до этого была крайне мала. Его снижение вызвано изменением порядка налогообложения (один раз в год вместо двух), в результате чего основная часть платежей 2011 года перейдет на 2012 год. Главным фактором снижения общих доходов местных бюджетов является сокращение безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов. В 2011 году они увеличиваются всего у 18 муниципальных образований, а у остальных 78 снижаются, причем весьма существенно. Для 17 муниципальных образований безвозмездные поступления снижаются более чем вдвое. Таким образом, в 2011 году продолжится сокращение государственной поддержки муниципальных образований со стороны субъектов РФ.

Увеличение расходов в 2011 году ожидается в 31 муниципальном образовании, тогда как увеличение доходов только в 24 муниципальных образованиях. Это объясняется планируемым дефицитом бюджетов на 2011 год. В 15 муниципальных образованиях рост расходов не превышает 10% и лишь в 5 рост превышает 30%. Из 65 муниципальных образований, в которых предусмотрено снижение расходов, в 31 снижение не превышает 10% и еще в 14 не превышает 20%. Однако в 5 муниципальных образованиях расходы снижаются более чем вдвое.

По основным направлениям расходов картина выглядит следующим образом. Наиболее благоприятная ситуация имеет место в образовании и относительно благоприятная в других отраслях социальной сферы. Для городских поселений в графе «Образование и молодежная политика» учитывались затраты только по молодежной политике, поскольку расходы на образование являются обязательством муниципальных районов. В основном муниципальные образования при необходимости сокращения расходов делают это за счет сферы ЖКХ. Масштабы сокращений являются весьма значительными. В трети муниципальных образований намечается сократить в 2011 году расходы на ЖКХ более чем вдвое. Это ставит под угрозу дальнейшее функционирование сферы.

Таким образом, по словам вице-президента АСДГ, несмотря на заявления о завершении в основном финансового кризиса, 2011 год следует признать неблагоприятным для местных бюджетов. Основной фактор снижения доходов бюджетов — резкое сокращение поступлений из вышестоящих бюджетов, т.е. сокращение государственной поддержки муниципальных образований. Собственные налоговые и неналоговые доходы снижаются в 2011 году только у половины муниципальных образований. Самый крупный из собственных доходов — НДФЛ в подавляющем большинстве муниципальных образований растет. Часть муниципальных образований приняла бюджеты на 2011 год с дефицитом, превышающим установленные нормативы. Исполнение бюджетов в этих муниципальных образованиях будет затруднено. Общий вывод из анализа состоит в том, что кризисная ситуация в муниципальных финансах не ослабевает, а продолжает усиливаться.

Также Роальд Бабун особо выделил два постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которые выиграли сибирские и дальневосточные города. Первое постановление рассказывает об обращении города Благовещенска Амурской области, где ставился под сомнение закон «Об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности государственных органов субъектов Федерации и муниципальных образованиях Российской Федерации». Коллегам из Благовещенска удалось доказать несоответствующего Конституции РФ принудительную приватизацию всего нежилого фонда. И второе постановление, которое выиграл город Чита Забайкальского края, где проверялась часть 4 статьи 16 № 131-ФЗ в части компенсации экономически необоснованных тарифов на теплоэнергию. Льготы устанавливает субъект РФ, а вычеты идут из местных бюджетов. Конституционный суд признал это требование несоответствующим Конституции Российской Федерации и сказал, что кто установил льготу — тот и должен платить.

Экономическая и финансовая деятельность муниципалитетов в практической части реализуется в такой важной сфере работы органов местного самоуправления как муниципальные закупки. Своим опытом в организации электронных закупок на муниципальном уровне поделился заместитель начальника управления муниципального заказа администрации города Томска Андрей Комогорцев. Как отметил докладчик, в муниципальном образовании «Город Томск» сложилась система размещения муниципального заказа посредством уполномоченного органа на размещение заказов и муниципальных заказчиков. К достоинствам подобной системы можно отнести:

  1. Оперативность в принятии решений и проведении размещений заказов;
  2. Максимальную близость ко всем муниципальным заказчикам и возможность учета их потребностей;
  3. Единообразное определение начальной (максимальной) цены контрактов.

Так, в городе Томске с 2002 года внедрен комплекс систем «Автоматизированный Центр Контроля» (АЦК), состоящий из трех систем: «АЦК — Финансы», «АЦК — Планирование», «АЦК — Муниципальный заказ». Каждая система указанного комплекса имеет гибкий, универсальный и единообразный интерфейс, позволяющий легко адаптироваться к работе в каждом из программных продуктов.

Татьяна Зеленская, заместитель Главы города Красноярска рассказала собравшимся об амбициозной задаче Красноярска — к 2025 году выйти на позиции мирового города (global city), используя преимущества геополитического, геоэкономического положения и — промышленный потенциал советских времен (советское наследие). Для достижения поставленной цели были разработана программа социально-экономического развития горда, предусматривающая некоторые сценарии такого развития. В современных условиях целесообразен переход от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска к принципу «приемлемого» риска. Оцениваемый допустимый средний уровень ежегодного отклонения: индекс промышленного производства +/- 4,5%, рост инвестиций в сопоставимых ценах +/- 5,5%, рост реальной заработной платы +/- 4,6%. На сегодняшний день сравнительный анализ крупнейших административных центров Сибири с населением более пятисот тысяч человек показывает, что Красноярск занимает лидирующие позиции по размеру среднемесячной заработной платы, обороту розничной торговли и платным услугам населению, объемам инвестиций в основной капитал и строительству жилья.

По версии журнала «Русский репортер» (июнь 2011 года) Красноярск занял 2 место в рейтинге самых перспективных российских мегаполисов из 16, население которых превышает 700 тысяч человек (исключив Москву и Санкт-Петербург). По рейтингу журнала «РБК» в 2010 году Красноярск традиционно вошел в десятку лидеров из 64 городов России в области привлекательности условий для бизнеса. В 2010 году по результатам 2009 года Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» признало экономику Красноярска сильной и стабильной. Полученный рейтинг позволяет городу Красноярску войти в категорию сильных регионов и городов Российской Федерации по классификации агентства Fitch. Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный».

Не осталась без внимания и проблема учета муниципальных активов. На этой теме подробно остановилась представитель Фонда «Институт экономики города», ведущий эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения Юлия Чалая. «Проведение в России рыночных реформ обусловило значительную дифференциацию форм собственности, что поставило серьезный финансово-экономический вопрос: как сформировать состав и структуру муниципальных активов, как ими управлять и что с ними делать», — отметила Ю.Чалая. По её словам, муниципальные финансы — это не только местный бюджет, муниципальные финансы — это такие финансовые потоки, которые за пределами бюджета могут быть сопоставимы с бюджетом или даже выше бюджета. Как отметил эксперт, Фонд «Институт экономики города» сегодня поставил следующие задачи по работе с муниципальными активами: во-первых, сформировать подходы к структуре и составу активов, определить источник информации для принятия управленческих решений.

По результатам обсуждения вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования и на основании изученного опыта работы по разграничению полномочий между региональными и муниципальными властями в сфере экономики и финансов в городах Сибири и Дальнего Востока участниками конференции АСДГ был принят ряд рекомендаций в профильные министерства Правительства РФ, Федеральное Собрание РФ, субъекты Федерации.

Пресс-служба АСДГ


 

Возврат к списку

Лента новостей
  • 16.03.2016
    Анонс Общего отчетного собрания членов СФР в форме аудио-видеоконференции

    24 марта в 10 часов по московскому времени планируется проведение Общего отчетного собрания членов Сообщества в форме совместной аудио-видеоконференции с использованием телекоммуникационной инфраструктуры Федерального казначейства и его территориальных органов. К участию в аудио - видеоконференции приглашаются члены НП "Сообщество финансистов России" - руководители финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и руководители управлений (отделений) Федерального казначейства.

  • 14.03.2016
    Он-лайн видеосеминар по теме «Актуальные изменения в законодательстве, связанные с обращениями с твердыми коммунальными отходами (ТКО)»
    17 марта 2016 г. состоится он-лайн видеосеминар по теме «Актуальные изменения в законодательстве, связанные с обращениями с твердыми коммунальными отходами (ТКО)». Семинар проводит НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль».
  • 01.03.2016 С 8 марта!
    С 8 марта!

    Дорогие коллеги! Примите самые искренние, сердечные поздравления с самым светлым, наполненным любовью и нежностью прекрасным весенним праздником – Международным Днем 8 марта!

    Пусть радость этого праздника поможет вам немного забыть о повседневных делах и заботах и почувствовать всей душой, что наступила Весна - волшебная пора, которая дарит свет, тепло, радость и надежды на будущее.

  • 01.02.2016
    Итоги форума «Городское развитие: жилья и ЖХК»
    В Москве 27 января 2016 года состоялся форум «Городское развитие: жилья и ЖХК». Дирекция СФР предоставляет членам Сообщества для сведения и применения в практической работе Справку об итогах форума «Городское развитие: жилья и ЖХК» и планируемых изменениях в жилищном законодательстве.
  • 29.01.2016 Анонс февральского заседания Секции "Финансисты муниципальных образований"
    Анонс февральского заседания Секции "Финансисты муниципальных образований"

    11 февраля 2016 года в 11 часов состоится заседания Секции "Финансисты муниципальных образований" СФР. Место проведения мероприятия: г. Москва, Настасьинский пер. д.3, корп. 2 Научно-исследовательский финансовый институт. 
    Предполагается рассмотреть и обсудить следующие вопросы:
    - Об особенностях исполнения местных бюджетов в 2016 году.
    - О порядке осуществления ведомственного контроля и мерах воздействия в случае выявлении нарушений в использовании бюджетных средств.
    - О порядке осуществления мер административной ответственности при выявлении нарушений органом внутреннего финансового контроля в рамках реализации Федерального закона № 44-ФЗ.
    - О плане работы на 2016 год.
    - Об опыте работы муниципальных образований по исполнению судебных решений муниципальными образованиями, о подходах к формированию централизованных бухгалтерий в сфере образования, здравоохранения, культуры, о порядке учета и использования средств дорожного фонда.

  • 15.01.2016 Ответы Министра сельского хозяйства РФ Ткачева А. Н. на вопросы депутатов Госдумы
    Ответы Министра сельского хозяйства РФ Ткачева А. Н. на вопросы депутатов Госдумы
    Ответы Министра сельского хозяйства Российской Федерации Ткачева А. Н. на вопросы, поставленные депутатами Государственной Думы в рамках проведения «правительственного часа» в декабре 2015 года.
  • 15.01.2016
    Перечень законопроектов и федеральных законов, принятых в осеннюю сессию 2015 года по разделам: «Экономическая политика, бюджетное и налоговое законодательство» и «Социальная политика»
    Дирекция СФР предоставляет членам Сообщества для сведения и применения в практической работе перечень законопроектов и федеральных законов, принятых в осеннюю сессию 2015 года по разделам: "Экономическая политика, бюджетное и налоговое законодательство" и "Социальная политика".
  • 29.12.2015 Поздравление с Новым 2016 Годом!
    Поздравление с Новым 2016 Годом!
    Уважаемые коллеги!
    Примите самые теплые и сердечные поздравления с наступающим Новым 2016 годом!
    Мы непременно ждем с его приходом только добрых и позитивных перемен, светлых и радостных событий и надеемся, что он будет более щедрым и удачным, чем уходящий 2015 год.
    Известно, что 2016 год для финансистов будет сложным и напряженным, но мы научились противостоять любым испытаниям, решать самые сложные задачи. В этом нам помогают высокий профессионализм, умение правильно расставить приоритеты, выдержка и наше финансовое братство.

  • 25.12.2015 С наступающим 2016 годом!
    С наступающим 2016 годом!
    Уважаемые коллеги!
    Поздравляю Вас с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!
    Пусть удача сопутствует всем Вашим начинаниям, а дело, которое нас объединяет, приносит удовлетворение и вдохновляет на новые профессиональные успехи!
    Всего наилучшего Вам и Вашим близким в Новом году, здоровья, любви, достатка, радости и счастья!

  • 10.12.2015
    СФР разрабатывает информационный справочник
    Совет НП «Сообщество финансистов России» разработал проект информационного справочника членов НП «СФР» - субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций. Справочник планируется раздать членам СФР на очередном отчетно-выборном собрании, которое состоится в первом квартале 2016 года. Дирекция Сообщества приглашает членов СФР принять участие в создании справочника.
  • 08.12.2015
    Внимание членам СФР

    По решению Совета НП «Сообщество финансистов России» в ближайшее время будет модернизирован сайт sfr.bujet.ru.

    Дирекция просит членов Сообщества в срок до 29 декабря 2015 года сообщить адрес своей электронной почты, которая станет паролем для получения доступа к необходимой информации в  разделах сайта - «Материалы», «Обмен опытом», «Вопросы и ответы».

  • 04.12.2015
    В декабре пройдет расширенное заседание Совета СФР
    17 декабря 2015 года в 15 часов в Представительстве Правительства Калужской области при Правительстве Российской Федерации состоится расширенное заседание Совета НП "Сообщество финансистов России". 
  • 13.11.2015
    Видеосеминар «Реализация закона о ГИС ЖКХ»
    18 ноября 2015 года состоится Совместный с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации видеосеминар по теме: «Реализация закона о ГИС ЖКХ».
  • 12.10.2015
    Анонс: видео-семинар по теме «Актуальные изменения в жилищном законодательстве»
    Дирекция СФР приглашает членов Сообщества к участию в видео-семинаре по теме «Актуальные изменения в жилищном законодательстве». Мероприятие состоится  13 октября 2015 года.
  • 02.10.2015
    Видеосеминар по теме: «Контроль выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов»
    6 октября 2015 г. состоится видеосеминар по теме: «Контроль выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов».
    Организатор: НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль».
  • 29.09.2015
    Проект федерального закона «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год"
    Проект федерального закона «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой в третьем чтении 25.09.2015 (постановление ГД № 7287-6) и направленный на одобрение Советом Федерации 25.09.2015 года.
  • 22.09.2015 Онлайн видеосеминар по теме «Повышение энергетической эффективности многоквартирных домов»
    Онлайн видеосеминар по теме «Повышение энергетической эффективности многоквартирных домов»

    25 сентября 2015 г. состоится онлайн видеосеминар по теме «Повышение энергетической эффективности многоквартирных домов». Семинар проводит НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль».

  • 22.09.2015
    Письмо Минфина России от 16.09.209. № 06-02-11/53192

    Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 878973-6 „Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год“.

  • 16.09.2015
    Третий Всероссийский Конкурс "Финансовый старт"
    Совет НП "Сообщество финансистов России" объявляет Третий Всероссийский Конкурс "Финансовый старт" на звание "Лучший в профессии" в номинации "Лучший молодой финансист".
  • 15.09.2015
    Законопроект "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год".

    Правительство Российской Федерации подготовило проект Федерального закона № 878973-6 "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год". Дирекция СФР предоставляет членам Сообщества для изучения проект закона и пояснительную записку к нему.